Главная Palace and park Парк. Памятник А.Т. Болотову
Парк. Памятник А.Т. Болотову
User Rating: / 2
PoorBest 
x
Вид моста и озера Латенина из окон развалины жилища Эхи в Богородицком парке.
Вид моста и озера Латенина из окон развалин жилища Эхи в богородицком парке.
С рисунка А. Т. Болотова 1786 г. Акварель

    В середине 1780-х гг.  изысканное классическое творение И. Е. Старова талантливейший россиянин А. Т. Болотов окружил романтическим пейзажным парком, снискав себе славу искусного ландшафтного архитектора.
    Ратуя за “сады собственные и изобретенные самими нами и когда б называть мы их стали российскими”, Андрей Тимофеевич по оригинальному проекту создал небывалый доселе в отечественной провинции парк, диковинами которого можно было “впрах разлюбоватъся”.
    Как театральные декорации, сменяли друг друга затейливый грот, нагромождения камней, каскады прудов, каверзные шутихи, “меланхолическая” и “смеющаяся” сцены. Талантом безвестных мастеров были созданы рукотворные пейзажи, радующие глаз и услаждающие слух.
    Былое великолепие “чуда здешних мест”, которое два века назад заслуживало “отвлечь путешественника с прямой его дороги... осмотреть красоты сего места, достойные любопытства”, сохранили лишь акварели и рисунки паркостроителя и его сына.
    Посаженные в середине XIX в. в центральной части парка липовые и лиственничные аллеи до сегодняшнего дня считаются его лучшими уголками. Время и нравы позднейших поколений не сберегли в нетронутом виде “чуда здешних мест”: в послереволюционные годы погиб питомник, один из лучших в губернии, вырубались ценные деревья, загрязнялись пруды и ломались мостики, уродовались дорожки, а “парк стал доступен всякому животному”.
    Точнейшая реставрация парка бессмысленна и невозможна. Работы по его возрождению ведутся с начала 1970-х годов: санитарные рубки, новые посадки в местах погибших деревьев; восстановление лестничных сходов от дворца к пруду, террас, дорожек, в том числе дороги к храму.
    В 1989 году на территории парка его создателю поставлен памятник (скульптор А. И. Чернопятов).

 

wpe5.jpg (64750 bytes)

А. И. Чернопятов. Памятник А. Т. Болотову. 1989 г.

Богородицкий парк занимает особое место в истории русского садово – паркового искусства. Он создавался в переломный период, когда новый пейзажный стиль паркостроения только начинал вытеснять «регулярные сады» в российских усадьбах. В тот момент решался вопрос, будут ли создатели российских парков следовать зарубежным образцам или пойдут своими собственными путями, исходя, прежде всего из местных природно – климатических условий, сложившихся культурных национальных традиций. Кроме того, создание парка в богородицкой усадьбе графов Бобринских - один из немногих опытов совместного планирования и строительства дворца, нового города и большого паркового массива, которые вместе образовали градостроительный ансамбль. Немало важным является и то, что проектирование и строительство велось целиком отечественными мастерами.

      А.Т. Болотов приступил к созданию парка ранней весной 1784 г. на местности к северу от дворца, откуда был виден весь город. По убеждению Болотова в сотрудничестве человека и природы ей принадлежит первенство. Этому правилу и следовал А.Т., создавай свой пейзажный парк. Кроме того, А.Т. Болотов считал, что парк должен сочетать декоративное начало с хозяйственной пользой, поэтому в нем надлежало быть плодовому саду, а пруды должны были служить не только украшением, но и местом разведения рыбы для стола.

       Для парковых работ с окрестных мест было собрано около 200 «работных людей». Желая скорее увидеть парк во всей красе А.Т. Болотов, пожалуй, одним из первых в мире предпринял посадку деревьев с уже распустившимися листьями. За один  1784 год в парке было посажено  10 тыс. деревьев. Деревья для посадки выкапывали на расстоянии 2-3 версты от дворца и бережно перевозили, обсаживали дорожки, полянки. Болотов использовал не просто распространенные в XVIII веке растения, а те, которые им, рачительным хозяином, были испытаны. Его «расположением» пользовались почти все лесные деревья, многие кустарники и плодовые деревья: осина, клен, груша, сирень, рябина, дуб, ветла, акация, вишня, смородина, терновник, жимолость и др. Бережный уход сделал свое дело: практически все деревья принялись. Парк строился как театральное зрелище, которое постоянно должно сменяться перед взором гуляющего новыми живописными картинами. Не случайно рисунки и акварели с видами зарисованного им парка Болотов называет сценами. Особое внимание было уделено «душе парка» - воде. Причем искусственным водоемам: прудам, каналам, водопадам стремились придать естественные формы. А.Т. Болотовым была детально разработана береговая линия, её мысы и заливы, видовая дорожка, приводная растительность, рассчитаны точки зрительного восприятия, отражения, шумовые эффекты падающей воды. Традиционный элемент русского усадебного сада – пруд совмещал эстетическую и хозяйственную функции. В Богородицких прудах в изобилии водились форель и «карпии», рыбой снабжали четыре окрестных уезда. Замечательным украшением парка были малые архитектурные формы: беседки, павильон, ротонда.

      А.Т. Болотов понимал, что в задуманном виде парк не долго просуществует: деревья разрастутся, а усадьба перейдет в руки хозяина, который переделает парк по своему вкусу. Поэтому А.Т. Болотов хотел навсегда запечатлеть его. Альбом с 78 рисунками болотовского парка хранится в Государственном историческом музее.          В залах богородицкого Дворца - музея копии акварелей представляют посетителям, каким был парк богородицкой усадьбы два столетия назад. Но, к счастью, про парк нельзя сказать «был».

Сбылись болотовские слова, что дело, в котором он трудился, «не только сынам и внукам, но и правнукам, и дальнейшим потомкам обратится в пользу». Да, время не пощадило замечательного парка. Уже к середине XIX века многие его элементы исчезли. Нарушено водоснабжение территории. Изменился облик некоторых аллей, которые приобрели более регулярный характер за счет линейной посадки лиственницы и липы. И, все-таки, несмотря на очевидные утраты, в Богородицке есть замечательный парк, лучшими его уголками являются высокие лиственничные аллеи, посаженные в середине XIX века. В парке имеется довольно много старых деревьев – живых свидетелей минувших эпох.

           Для богородицких школьников, помогающих сотрудникам музея весной и осенью приводить парк в порядок, - это незаменимые уроки краеведения и экологии.

          Парк – памятник активно влияет на наших современников, это и музей истории, и музей природы, и в то же время место отдыха богородчан и гостей города.
 

 Богородицкий дворец-музей и парк.